Севастопольский Академический Русский Драматический Театр им. А.В. Луначарского - история

После освобождения Севастополя от белогвардейских войск в ноябре 1920 г. великий русский певец, Народный артист республики Собинов Л.В. возглавил подотдел искусств в отделе народного образования Севастопольского ревкома. На основании его докладной записки национализировать зрелищные предприятия города, зав.отделом Михайловым И.Н. был издан приказ от 14 декабря 1920 г. за № 132 "Предписываю впредь именовать 1-й Советский театр, бывший "Ренессанс" - театром им.А.В.Луначарского".

Здание, получившее название театра "Ренессанс", было построено в 1910 году и предназначалось для катания на роликовых коньках (отсюда круглая форма). В нем проходили гастроли приезжих театральных трупп, ставились спектакли любительских коллективов, драматических студий рабочих кооперативов, демонстрировались фильмы.

В силу политической обстановки в городе, в трудных условиях разрухи и голода театральная жизнь в городе носила форму антрепризы.

Постоянная театрально-драматическая труппа была сформирована в 1924 г. кооперативом "Искусство". Директором кооператива и театра был Евкин С.И., Заслуженный деятель культуры РСФСР, зав. художественной частью и режиссером - Полевой П.А., Заслуженный артист республики.

По инициативе кооператива были приглашены московские артисты во главе с главным режиссером Варейшо В.А., которые вошли в состав труппы.

Таким образом, годом основания постоянной драматической труппы театра им.А.В.Луначарского является 1924 год.

Историческая справка составлена на основании документов:
1. Приказ Михайлова И.Н. от 14.12.1920 г.
2. Воспоминания Евкина С.И.
3. Поздравительный адрес Борейшо В.А. от коллектива театра.
4. Программа сезона 1936 г., на которой напечатано: "Одиннадцатый год существования драмы".

Севастопольский русский театр начинался в 40-е годы XIX столетия.
Публика рукоплескала столичным гастролерам - М.С. Щепкину, В.Ф. Комиссаржевской, М. Цареву, М. Л. Крапивницкому, Ф.И. Шаляпину:

В 1900 году здесь Чехов смотрел свою "Чайку" в исполнении актеров Московского художественного театра, бывшего в Севастополе на своих первых гастролях.

Великий певец Леонид Собинов, возглавлявший в 1920 году местный подотдел искусств, стал у истоков новой театральной эстетики. У театра появилось новое имя "Русский драматический театр имени А.В. Луначарского" и новый зритель.

Репертуарный диапазон театра очень велик. Здесь каждой весной выпускают премьеру по русской классике. С большим успехом представляют современные и авангардные постановки. В Севастополе спектакли театра идут не только на большой сцене, но и на древних камнях античного Амфитеатра в Херсонесе.

Театр всегда полон. Его любят и знают жители Санкт-Петербурга и москвичи, а в Киеве на гастрольные спектакли театра трудно было достать билеты! Пресса всегда отмечает необычайно высокий уровень профессионализма труппы, режиссерской и актерской работы.

За свою долгую историю Севастопольский русский драматический театр не раз испытывал творческие взлеты, но кризисов не было никогда!

Традиционный русский театр-дом, живущий своею бурной театральной жизнью.

Менялись директора, режиссеры, но оставалась значительность, величие, некая приподнятость над землей.

В Севастополе принято ходить в театр. Никакие современные шоу не смогли вытеснить его из культурного пространства города. Родители, как и раньше, приводят сюда своих подростающих детей, дабы приобщить к русской духовной традиции. Вечной, но не мертвой.

В театре, наряду с классикой ("Репетиция пьесы Чехова "Дядя Ваня" в провинциальном театре", "Маскарад"), с успехом идут современные постановки ("Загнанная лошадь", Ф. Саган, "Темная история, или фантазии на тему "Черного квадрата" Казимира Малевича", П. Шеффера, "Орфей спускается в ад", Т. Уильямса).

Столь же разнообразен жанровый состав репертуара: трагедия, фарс, комедия, есть даже музыкальные вечера, что возможно благодаря талантливому актерскому составу.

Работы театра неоднократно отмечались премиями и победами на фестивалях.

Театр хорошо принимает не только "своя" публика. Гастроли (Москва, Санкт-Петербург, Киев) традиционно идут при аншлагах.

Сегодня, как и прежде, театр востребован. Он по-прежнему нужен, чтобы противостоять суете серых будней, духовному вырождению.